Что изменилось в ЖКХ с 1 сентября 2024 года

Что изменилось в ЖКХ с 1 сентября 2024 года

Что изменилось в ЖКХ с 1 сентября 2024 года
https://gkhnews.ru/1497207-chto-izmenilos-v-zhkh-s-1-sentyabrya-2024-goda/

1 сентября 2024 года принесло сфере ЖКХ многочисленные изменения: нововведения в Жилищном кодексе РФ затронули капремонт и лицензирование; обновились нормативно-правовые акты, касающиеся поставки коммунальных ресурсов и заполнения ГИС ЖКХ. На работу управляющих организаций (РСО, ТСЖ, ЖСК, ФКР) также существенно повлияют сентябрьские изменения в судопроизводстве, а дольщиков расстроят поправки об ответственности застройщиков.

ГИС ЖКХ

Вступил в силу новый приказ о составе и сроках размещения информации в ГИС ЖКХ (Приказ Минцифры России № 688, Минстроя России № 577/пр от 10.08.2023; Приказ Минстроя России от 07.02.2024 № 79/пр).

Лицензирование деятельности по управлению МКД

Вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2023 № 662-ФЗ с изменениями в лицензионные требования. К ним теперь (среди прочих) относятся:
— отсутствие у учредителя (участника) лицензиата (соискателя лицензии) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
— отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц информации об учредителе (участнике) лицензиата (соискателя лицензии);
— непривлечение к административной ответственности лицензиата (соискателя лицензии) за грубое нарушение лицензионных требований в течение 3 лет, предшествующих дате получения лицензии, дате продления срока ее действия;
— отсутствие в ЕФРСБ информации о банкротстве юридического лица, которое управляло многоквартирными домами и должностными лицами или учредителями которого являлись должностные лица или учредители соискателя лицензии, в течение 3 лет, предшествующих дате обращения за лицензией.

Капитальный ремонт

Вступили в силу Федеральные законы от 08.08.2024 № 238-ФЗ и от 27.11.2023 № 561-ФЗ, которые корректируют порядок проведения капремонтов в многоквартирных домах.

В основном изменения касаются строительного контроля при капремонте, а также проведения технического обследования для определения необходимости капремонта.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

Вступило в силу положение о лицензировании деятельности по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Лицензирующим органом является Роспотребнадзор (Федеральный закон от 29.05.2023 № 194-ФЗ).

Юридические лица и ИП, оказывающие услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, обязаны получить лицензию не позднее 1 марта 2025 года (ранее был установлен срок с 1 сентября 2024 года, но позднее он был перенесён).

Положение о лицензировании утверждено Постановлением Правительства РФ от 20.03.2024 № 337, административный регламент по предоставлению государственной услуги по лицензированию – Приказом Роспотребнадзора от 05.07.2024 № 509, а форма оценочного листа – Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2024 № 555.

Изменения в гражданском процессе и повышение госпошлин

У управляющих компаний и других организаций коммунального комплекса (как и прочих взыскателей) появилась обязанность направлять должникам копии заявлений о вынесении судебного приказа.

Кроме того, увеличены максимальные цены исков, которые рассматриваются в упрощённом порядке. Скорректированы нормы о протоколе заседания и о мотивированных судебных актах (Федеральный закон от 12.06.2024 № 135-ФЗ).

С 9 сентября увеличиваются размеры госпошлин и вводятся новые (Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ). > Капремонт07: Изменения в проведении капремонта с 1 сентября 2024 года
https://gkhnews.ru/1497205-izmeneniya-v-provedenii-kapremonta-s-1-sentyabrya-2024-goda/

Федеральные законы от 08.08.2024 № 238-ФЗ и от 27.11.2023 № 561-ФЗ изменили порядок проведения капремонтов в многоквартирных домах. Поправки вступили в силу с 1 сентября 2024 года.

Строительный контроль

Работы по капремонту выполняются на основании договора строительного подряда, заключенного с ИП или юридическими лицами, являющимися членами СРО в сфере строительства, за исключением лиц, указанных в пункте 1 части 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

Предусмотрен строительный контроль в процессе проведения капремонта общего имущества за счет средств, формируемых у регионального оператора. Такой контроль проводится исполнительным органом региона или подведомственным учреждением в случае принятия регионом решения о проведении строительного контроля. Тогда в договоре строительного подряда указывается, что строительный контроль проводится уполномоченным органом, за исключением случая, если собственники выбрали способ формирования фонда капремонта на спецсчете, а общее собрание решило отказаться от строительного контроля, проводимого уполномоченным органом.
Если же регион не принял решение либо общее собрание отказалось от строительного контроля, то он проводится в соответствии со ст. 53 ГрК РФ.

Уточнен перечень документов, которые предоставляются владельцем спецсчета в банк для перечисления денег за капремонт: теперь не договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, а договор строительного подряда, который (кроме гарантийного срока) должен также включать положения о строительном контроле.

При формировании фонда капремонта на спецсчете решением общего собрания нужно определить лицо, которое от имени всех собственников уполномочено заключить договор строительного подряда.

Обследование технического состояния

Для установления необходимости капремонта может проводиться обследование технического состояния многоквартирных домов. Оно может быть проведено на основании регионального правового акта за счет региона, если такие расходы заложены в бюджете. Также оно может быть проведено на основании решения общего собрания собственников (принимается не менее 2/3 голосов от общего числа голосов всех собственников в доме) – за счет средств самих собственников. Собрание также должно определить порядок информирования собственников о результатах проведённого обследования и о порядке направления результатов в уполномоченные органы.

Результаты обследования многоквартирного дома, включенного в региональную программу капремонта, являются основанием для внесения изменений в указанную программу. Регионы должны определить порядок учёта результатов обследования технического состояния многоквартирных домов при подготовке и утверждении такой программы или внесении в неё изменений.

Перенос ремонта на поздний срок не потребует решения общего собрания об этом, если обследование показало, что ремонт в ранее запланированные сроки не нужен.

Другие изменения

Если капремонт нужен для ликвидации последствий аварии, другой чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, то решение о ремонте принимается без общего собрания собственников (порядок должен определить сам регион).

Уведомление о выбранном собственниками способе формирования фонда капремонта, которое владелец спецсчета представляет в орган государственного жилищного надзора, теперь должно отражать сведения о направлении в тот же орган подлинника протокола общего собрания.