Последние документы

Контакты

Некоммерческий фонд "Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов КБР"

Адрес: 360051, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Лермонтова, д.22

Интервью главы Минстроя России Михаила Меня «Коммерсантъ FM»

23.03.2017 Интервью главы Минстроя России Михаила Меня «Коммерсантъ FM»

Минстрой готовится к сносу пятиэтажек. Ведомство обещает принять законопроект, который должен изменить порядок расселения жилого фонда. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью политическому обозревателю «Коммерсантъ FM» Дмитрию Дризе рассказал глава министерства Михаил Мень.

— Михаил Александрович, сейчас самая интересная тема, обсуждается буквально во всех СМИ, — это пятиэтажки. Как-то неожиданно все это было. Вы вообще были в курсе того, что произошло? Разговор Собянина с Путиным для вас был неожиданностью? Вы из СМИ узнали, либо это все готовилось все-таки заранее?

— Конечно, мы знали, что работа в правительстве Москвы велась. На самом деле, если вернуться немножко к истории города Москвы, то еще при Юрии Михайловиче Лужкове определенное количество пятиэтажек было расселено, то есть, определенный опыт у региона есть. И я знаю, что команда Сергея Семеновича, она так скажем прицеливалась к решению этого вопроса, и в конечном итоге, когда тема была глубоко проработана, Сергей Семенович принял решение выходить на руководство страны, выводить тему в публичную плоскость, и выходить на соответствующие законодательные инициативы.

— Что нужно сделать, с точки зрения Минстроя, даны вам какие-нибудь указания, как все это продвигать, и главное — где брать жилье для людей?

— С точки зрения Минстроя и правительства Российской Федерации в целом, а также обеих палат Федерального Собрания, наша задача — это подготовка. Инициаторами основными все равно является команда правительства Москвы при участии наших специалистов. Сегодня уже подготовлен законопроект о внесении изменений в закон «О столичном статусе города Москвы», и на определенном этапе мы будем давать соответствующее заключение правительству Российской Федерации по данному вопросу. С учетом того, что законопроект разрабатывался при участии наших специалистов, мы не видим оснований не поддержать его.

— Известно, что в Москве не хватает просто места, где строить. Мы боимся, что люди будут покидать свои районы, где они жили в пятиэтажках, это, как правило, кстати, неплохие районы, что их будут выселять на окраины и в другие места, что просто им физически не хватит квартир?

— Здесь можно не бояться, потому что по заверению команды правительства Москвы, принцип работы будет следующий. Во-первых, решение будут принимать сами люди, и не по дому, не просто общим собранием домовым, но и конкретно кварталом. Будет, наверное, неправильно один дом расселять, а рядом стоящую пятиэтажку оставлять без расселения, это получится архитектурная эклектика, которая городу, безусловно, не нужна. Поэтому решение будет приниматься непосредственно людьми по целому кварталу. Далее будет работать специальный фонд в правительстве Москвы, который будет создавать так называемый маневренный жилищный фонд, то есть, грубо говоря, первый микрорайон будет расселяться в этот маневренный фонд.

— То есть сначала будет строиться дом, до того, как людей выселят…

— Дома, микрорайон, да. Для чего нужны первые ресурсы бюджетные правительства Москвы, городского бюджета — здесь федеральный бюджет не будет принимать участия, наша здесь только поддержка законодательной инициативы правительства города, — будет создаваться маневренный фонд, а далее уже люди будут переселяться в новый микрорайон рядом.

— То есть пятиэтажки еще сноситься не будут, но уже будет строительство? А где же это все строить, если еще ничего не снесено?

— Будет создан маневренный фонд, в который, грубо говоря, переедет первый микрорайон. Дальше, как цепная реакция…

— Но это новые дома будут, маневренный фонд?

— Конечно, новые. То есть сегодня есть свободные площадки, которые Москва подготовила именно для маневренного фонда. И когда они уже будут застроены, дальше уже нет острой необходимости даже привлекать бюджетные деньги города Москвы, потому что это все можно делать…

— То есть пятиэтажки стоят все равно, и какое-то место правительство Москвы уже определило для того, чтобы построить этот ваш маневренный фонд?

— Совершенно верно. Я не владею досконально всей информацией, потому что все-таки это не наша зона ответственности, а зона ответственности правительства города, но я так понимаю, что под маневренный фонд у них уже предполагается несколько свободных площадок, которые находятся вблизи с будущими кварталами, которые пойдут под реновацию, и таким образом люди будут переселяться. Дальше освободится площадка с пятиэтажками, где уже не будут жить люди — они переедут в новый маневренный фонд, — и эти пятиэтажки будут сноситься, и там будет строиться второй микрорайон.

— Но там уже не инвестиционное жилье, которое под продажу?

— Там уже можно с привлечением определенных инвестиций, безусловно.

— То есть здесь зарабатывать можно будет правительству Москвы?

— Мне кажется, это с точки зрения развития строительной отрасли в целом тоже хороший толчок для развития стройкомплекса, промышленности стройматериалов. На самом деле, просто чтобы вы понимали, на одно созданное рабочее место в стройкомплексе примерно 6-7 рабочих мест создается в смежных отраслях. То есть это вообще в целом весьма полезно для экономики.

Потом вот четкий нюанс: наша столица немножко вывернута наизнанку. У нас получилось, что как раз пятиэтажки, которые строились в 50-60-е гг, находятся в неплохих районах ближе к центру. А то, что мы называем более современным панельным домостроением, оно как раз находится уже ближе к МКАДу. Получилась такая неправильная конфигурация. И сегодня эта мощная программа реновации, конечно, изменит наш город, изменит в лучшую сторону, и мы только поддерживаем здесь правительство Москвы в этом начинании. Это хорошая программа.

— Хочется поговорить еще об ипотеке, о нашей любимой теме, которая очень всех волнует. Государственная система поддержки ипотеки прекратила свое существование. Что приходит взамен, и как в дальнейшем будет правительство поддерживать ипотеку и развивать ее?

— Сначала хотел бы все-таки поделиться цифрами прошедшего года. У нас рост ипотечных кредитов в целом по стране в 2016 году порядка 30%. Абсолютный рекорд по объемам ипотеки был в 2014 году. Люди взяли ипотечных кредитов на 1,76 с лишним трлн руб. Это огромная цифра. Потом в 2015 году у нас было порядка 1,1 трлн руб., несмотря на то, что как раз общий объем ввода был рекордным в 2015 году, но ипотека просела относительно 2014 года. И вот опять в прошлом году, во многом благодаря субсидированию процентной ставки, — это то, что вы упомянули в своем вопросе — мы опять вышли на очень серьезную цифру — порядка 1,5 трлн руб.

Теперь то, что касается продления или непродления, о чем была дискуссия в конце года, программы по субсидированию процентной ставки. Я напомню, что решение принималось по этой программе тогда, когда ключевая процентная ставка Центробанка дошла до 17%, и это означало просто конец ипотеки, и тогда было принято решение субсидировать до 12%. И к концу года уже было очевидно, что эта программа до 12% перестает быть актуальной. В начале года мы увидели, что так и произошло: после того, как программа закончилась, завершила свою работу, мы увидели, что у Сбербанка сегодня 10,9% средняя процентная ставка по ипотеке, ВТБ, второй крупный игрок, предлагает под 10,4%. То есть мы видим, что сегодня рынок отрегулировал эту ситуацию. Но что мы, правительство, сегодня делаем в рамках поддержки строительной отрасли? Первое и, пожалуй, самое важное — это поддержка застройщиков региональных, в первую очередь, инфраструктурой, у нас выделено 20 млрд руб. в этом году, впервые такая большая сумма на эти цели, плюс региональное софинансирование на инфраструктуру, на социальную инфраструктуру, на дорожную внутриквартальную инфраструктуру, отчасти на инженерные сети. И сегодня у нас 33 субъекта Российской Федерации участвуют в этих программах, и 66 проектов…

— То есть инфраструктурой вы помогаете, вы строите какие-то подъездные дороги?

— Что имеется в виду под инфраструктурой — социальная инфраструктура, в первую очередь, детские сады…

— То есть процентную ставку больше вы никак не помогаете людям уменьшить, но вы помогаете развивать инфраструктуру?

— Удержать цену на рынке. Потому что сегодня смотрите, что произошло: сегодня ни у муниципалитета, ни у региона, у подавляющего большинства субъектов Российской Федерации, строить инфраструктуру за свой счет возможностей нет. Да, в Москве есть возможность за счет инвестора, за счет застройщика строить. Московская область, Санкт-Петербург, еще буквально на пальцах одной руки можно перечесть те субъекты, где можно либо использовать бюджетные деньги, либо переложить это на плечи застройщиков, точнее на плечи граждан, которые потом приобретают жилье, потому что в этих субъектах достаточно высокая покупательная способность. В других субъектах в бюджете возможностей нет, в региональном, в муниципальном — тем более возможностей таких нет. И у застройщика не бьется экономика. Если застройщик строит за свой счет два детских садика, школу, все подъездные пути, да еще и инженерию, цена получается достаточно высокая, и люди просто не приобретают тогда это жилье.

— Москва здесь совершенно…

— Нехарактерна, абсолютно нехарактерна, здесь другие принципы экономические работают, безусловно. Поверьте человеку, который работал долго и в Москве, и в Подмосковье, и потом в одном из сложнейших субъектов Российской Федерации — в Ивановской области. Это совершенно разные экономики.

— ЖКХ — традиционная тема, хотелось бы он ней тоже поговорить. Появляются сообщения, что управляющие компании начинают фальсифицировать собрания жильцов, чтобы продвигать свои решения. Вы во многих интервью говорили, что повышается профессиональный уровень управляющих компаний, потому что они просто профессионально плохо подготовлены во многом. Тогда здесь просто криминал какой-то, если смотреть на то, что происходит. Как с этим бороться, и что можно сделать в ближайшее время?

— До недавнего прошлого это было просто бичом управления многоквартирных домов, потому что не было соответствующей ответственности за фальсификацию общедомового собрания. Мы еще в прошлом году вышли на решение с законодательной инициативой в части того, чтобы протокол общего собрания признать официальным документом, то есть подделка этого протокола общедомового собрания сегодня является уголовно преследуемым деянием.

— Тем не менее, мы видим, что…

— Если где-то такие факты есть, значит, это нужно немедленно направлять жалобу в жилинспекцию соответствующего субъекта Российской Федерации, можно нам направлять, потому что один из моих заместителей является главным жилищным инспектором страны. Мы посмотрим на это более пристально, и мы это проверим, и в случае подтверждения…

— То есть в случае чего прямо вам в министерство можно напрямую?

— Можете прямо нам людей перенаправлять, чтобы нам этот сигнал направляли, мы будем отправлять в правоохранительные органы, потому что сегодня у правоохранительных органов есть все основания возбуждать уголовные дела по этому поводу. И я вам хочу сказать, что с момента принятия этой законодательной инициативы, примерно за полгода, это первый раз сигнал на эту тему. Все-таки минимизировалась эта история — люди боятся уголовной ответственности.

http://www.minstroyrf.ru/press/intervyu-glavy-minstroya-rossii-mikhaila-menya-kommersant-fm/

← Все новости