Последние документы

Контакты

Некоммерческий фонд "Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов КБР"

Адрес: 360051, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Лермонтова, д.22

«Интерфакс-Недвижимость»: Изменения в сфере ЖКХ требуют консолидированной позиции всех участников – Андрей Чибис

27.01.2017 «Интерфакс-Недвижимость»: Изменения в сфере ЖКХ требуют консолидированной позиции всех участников – Андрей Чибис

Платить за свет, воду, газ и тепло россияне смогут напрямую поставщикам этих коммунальных ресурсов. Доступ к живым деньгам потеряют управляющие компании, в результате чего могут снизиться счета.

Законопроект, подготовленный минстроем, опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Сегодня коммунальные квитанции формируют и рассылают жильцам дома управляющие компании, ТСЖ и ЖСК. Из-за того, что квартиранты не знают точных цен на ресурсы, управдомы могут по своему усмотрению увеличивать счета. Злоупотреблений не избежать, говорят эксперты. Но если платежи будут начислять сами поставщики ресурсов, то механизм оплаты станет гораздо прозрачнее: никаких накруток, никаких недопониманий.

Жители домов будут платить напрямую поставщикам воды, света, тепла и газа

О введении нового механизма говорят уже давно, но если изначально его планировалось сделать добровольным, то в окончательном варианте документа речь уже идет об обязаловке для всех домов, рассказала "РГ" исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева. Таким образом для заключения договора не потребуется подписывать его в бумажном виде с каждым собственником квартир или проводить общее собрание в

Не исключено, что в результате появления новой системы цифры в платежках станут меньше. "Чем меньше посредников, тем меньше цена услуги", - отметил ранее министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень.

Управляющие компании нередко становятся должниками. Часть тех денег, которые они получают с жильцов, ресурсникам отправляют только часть, остальные либо кладут в карман, либо отправляют на повседневные нужды дома. Именно минимизация неплатежей и стала основной целью нового законопроекта минстроя. На данный момент общий объем задолженности, включая долги населения и управдомов, превысил 1 триллион рублей. И продолжает расти быстрыми темпами.

Стоит уточнить, что управдомов не планируется полностью исключать из процесса - они будут представлять интересы жителей своего дома, говорит Разворотнева.

При несоответствии параметров качества услуг потребитель вправе требовать соразмерного снижения платы, поясняют авторы инициативы. Если будет установлено, что вода была грязной еще до того, как попала в дом, то ресурсоснабжающая организация обязана будет сделать перерасчет. А если внутри строения, то финансовую ответственность несет уже управдом.

Не получится ли так, что почтовые ящики россиян заполнятся массой квитанций от разных организаций? Нет, говорят в минстрое. Жильцы, по-прежнему, будут получать единую платежку. Но она уже будет выглядеть немного по-другому. Типовая форма нового единого платежного документа будет утверждена правительством.

Но одной единой платежки, конечно, мало - нужен информационно-расчетный центр, который и будет раскидывать деньги по организациям. В одних регионах такие есть, а в других - их только еще планируется создать. Исполнителей будут выбирать либо на конкурсной основе, либо прямым решением губернатора.

Новую систему, когда ее одобрят окончательно, будут запускать постепенно - в течение года. Так что, не исключено, что полностью она заработает только в 2018 году.

Речь идет в том числе и о потребителях, говорит замминистра строительства и ЖКХ, главный государственный жилищный инспектор страны

Сфера жилищно-коммунального хозяйства является единственной отраслью в стране, с которой каждый человек сталкивается каждый день. О том, как и в какую сторону меняется отрасль ЖКХ, в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ РФ, главный государственный жилищный инспектор страны Андрей Чибис.

Андрей Владимирович, какие изменения в сфере ЖКХ нас ждут в 2017 году?

В этом году мы впервые будем реализовывать комплексный проект развития ЖКХ и городской среды. Это важная и масштабная задача, ведь до сих пор в России не было системного целостного подхода к городской инфраструктуре на всех уровнях: от модернизации коммунального комплекса до дизайна уличной мебели. Если говорить про городскую среду, то впервые из федерального бюджета в рамках приоритетного направления на эти цели выделено значительное финансирование: 20 млрд рублей будут направлены на софинансирование региональных и муниципальных программ формирования современной городской среды, 500 млн рублей на парки и скверы в городах с населением до 250 тысяч человек.

На что эти средства должны быть направлены?

Регионам с бюджетным дефицитом будут выделены средства для софинансирования программ благоустройства – причем 2/3 от федеральной поддержки будет направляться на благоустройство дворовых территорий. Безусловно, графики обустройства дворов должны быть синхронизированы с краткосрочными планами проведения капитального ремонта и замены инженерных сетей, чтобы в свежеотремонтированных дворах не проводились никакие строительные работы. Другое важное условие благоустройства дворов – это участие жителей. При разработке проекта благоустройства двора собственникам квартир будет предлагаться меню с двумя категориями работ – обязательный минимум и дополнительные опции. По этому меню жители сами будут выбирать — проводить только базовые работы или делать расширенный объем благоустройства, но принимать в проекте активное участие.

Оставшиеся средства от субсидии (до 1/3 от объема субсидии — ИФ) должны быть направлены на реализацию знаковых проектов: благоустройство наиболее посещаемых общественных зон. Эта работа даст мощный импульс и социальному, и экономическому развитию регионов. Отдельное внимание мы уделяем поддержке малого бизнеса, ведь именно он станет основным исполнителем работ по благоустройству и основным поставщиком услуг в обустроенных парках и скверах.

Какие еще изменения нас ждут в 2017 году?

Уже с 1 января вступил в силу ряд изменений. Во-первых, в части концессионного законодательства: регион стал третьей стороной концессии, стало возможным передавать в управление предприятия с долгами или не до конца зарегистрированным имуществом. В этом случае инвестор берет на себя обязательства погасить долги и дооформить право собственности на предприятие. Напомню, в регионах, где уже действуют концессии, сокращаются потери на сетях (на 18% в теплоснабжении, на 14% в водоснабжении), снижается аварийность (на 47% в теплоснабжении, на 21% в водоснабжении), растет качество услуг и, зачастую, сокращается объем потребляемых ресурсов за счет внедрения современных энергоэффективных решений. Поэтому мы стараемся поддержать рост инвестиций в ЖКХ.

Во-вторых, в этом году изменится вид платежного документа за ЖКХ.

Вы говорите про изменение структуры оплаты общедомовых нужд?

Да. С 1 января 2017 года плата за ресурсы, необходимые для содержания дома, была ограничена нормативом и вошла в жилищные услуги. Это вода, которая нужна для влажной уборки, электричество для освещения подъезда и работы лифта и так далее. Раньше плата за эти расходы относилась к категории коммунальных услуг, и ее размер колебался в зависимости от того, сколько дом реально потребил ресурсов. Но мы понимаем, что часть такого потребления могла быть связана с утечкой из-за аварии, или отсутствием приборов учета в каких-то квартирах. То есть жильцы оплачивали и перерасход своих соседей, и весь небаланс. Сейчас возможность такого злоупотребления исключена, и управляющие компании (УК) получили серьезную мотивацию работать над энергоэффективностью, а также стимулировать установку приборов учета. Одновременно мы дали дополнительные полномочия управляющим компаниям по фиксации реального количества проживающих в квартире, но не зарегистрированных людей.

Размер платы за общедомовые нужды (ОДН) рассчитывается, исходя из норматива, который установлен в каждом регионе, что позволит собственникам жилья четко понимать, за что и сколько они платят. Однако, если показатели общедомовых приборов учета будут ниже норматива, то, по решению собрания собственников, можно продолжить оплачивать общедомовые траты на электричество и водоснабжение по фактическому потреблению.

Напомню, что до 1 июля 2017 года регионы должны актуализировать нормативы, и корректность их установки будет проверяться органами Жилищного надзора.

Надо сказать, что это позитивное изменение, ведь именно эта строчка по ОДН достаточно справедливо вызывала вопросы у многих потребителей, потому что она не контролировалась и постоянно менялась.

Также в разделе жилищных услуг платежка по-прежнему будет содержать фиксированную плату за содержание дома. Оплата за домофон, антенну, шлагбаум включается в платежку только в случае, если их использование или установка одобрены на общем собрании собственников.

А как это новшество отразится на платежах?

Во-первых, платежи станут более предсказуемыми. Во-вторых, по нашим расчетам, общая квитанция должна снизиться. В Ижевской области, например, стоимость общедомовых расходов при таком подходе сократилась в 10 раз!

А в целом планируется повышение тарифов на коммунальные услуги?

На федеральном уровне создан эффективный механизм защиты граждан от роста тарифа при помощи установления предельного индекса роста совокупной платы за коммунальные услуги. Так в первом полугодии 2017 года повышения не будет совсем, а во втором, в июле, – рост составит в среднем 4% по стране, что ниже уровня инфляции. Установленный порог в 4% — это некий баланс, направленный на защиту населения и поддержку развития инфраструктуры.

Кроме того, сейчас завершается переход на долгосрочное тарифное регулирование: устанавливается тарифная формула на срок не менее 3 лет, что обеспечивает гарантию возврата вложенных средств для инвесторов, а для населения – понятную прогнозируемую динамику изменения тарифов и установку для всех ресурсоснабжающих компаний целевых показателей повышения качества и надежности предоставления услуг. Так и в 2014, и в 2015, и в 2016 году тарифы за жилищно-коммунальные услуги не превышали инфляции. При этом была введена жесткая и прозрачная процедура "преодоления" ограничений в отдельных муниципалитетах взамен на новую услугу или инвестиции в качество, при согласии местных депутатов. То есть если появляется новая услуга, например, централизованное водоснабжение и водоотведение, которые до сих пор есть не во всех наших городах, то платежка, конечно, вырастет. Раньше люди просто не платили за воду и канализацию, а теперь будут.

Много говорилось о планах создать систему прямых договоров потребителей с ресурсоснабжающими организациями. На какой стадии сейчас находится данный законопроект? Что мешает его принять?

Исключение посредников при расчетах потребителей и ресурсоснабжающих организаций, на наш взгляд, — важнейшее решение, которое непосредственно скажется на повышении платежной дисциплины. Порядка 40% долгов в сфере ЖКХ сегодня составляет задолженность управляющих компаний перед поставщиками коммунальных ресурсов. То есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят.

Мы считаем, что на счет самой УК должны поступать только деньги за ее услуги: уборку подъезда, текущий ремонт и так далее. А оплата за воду должна зачисляться на счета водоканала, за отопление — теплоснабжающей компании. Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний значительный объем не принадлежащих им средств. Как следствие, с рынка уйдут УК, заинтересованные не в управлении недвижимостью, а в обороте денежных средств.

Если говорить глобально, то, когда ресурсоснабжающие организации начнут своевременно получать весь объем платежей, они смогут и больше средств направлять на модернизацию сетей, что скажется на росте качества предоставляемых ими услуг.

Здесь стоит отметить, что для собственников нововведение не потребует дополнительных действий: ни заключения договора, ни усложнения процедуры оплаты. Одновременно с переходом на прямые расчеты будет внедрен единый платежный документ, который соберет все платежи за ЖКХ.

Какие еще изменения в сфере ЖКХ ожидаются, которые, скажем так, люди "почувствуют"?

Также с 1 января появились штрафы в пользу потребителя за неправильно выставленную квитанцию. Теперь, помимо перерасчета, потребителю будет выплачиваться 50% от суммы превышения. Компенсация будет предоставлена за счет пересчета и уменьшения размера платы за коммунальные услуги. Для наглядности штраф будет отражен в платежном документе отдельной строкой.

Несколько позже вступят в силу изменения, согласно которым будет упрощена процедура изъятия дома из управления при неоднократном невыполнении управляющей компанией своих обязанностей. Одновременно с этим планируется упростить процедуру проведения собрания собственников многоквартирного дома. Мы предлагаем следующий механизм: одно помещение (то есть одна квартира) — один голос.

Другим нововведением, которое будет разработано в 2017 году, станет внедрение стандартов качества управления многоквартирными домами. Здесь мы говорим именно о качественных показателях работы УК: наличие дистанционных каналов для общения с потребителями, время реагирования на обращение потребителя, внешний вид сотрудников и так далее. Введение стандарта поможет повысить уровень сервиса управляющих компаний, так как его соблюдение будет лицензионным требованием, за нарушение которого компания будет лишаться права управлять домом, а если таких домов будет более 15%, то и лицензии.

Не боитесь создать дефицит на рынке УК?

Не боимся, потому что все больше предпринимателей осознают, что управление жильем — это прибыльный рынок. Как только освободится ниша, и с рынка уйдут недобросовестные УК, их место займут другие. А система ГИС ЖКХ даст возможность компаниям конкурировать за клиента. Кстати, по данным социсследований сегодня уже 45% населения участвует в принятии решений по управлению своим домом, почти 20% активно пытаются заниматься управлением дома. Тема капитального ремонта доказала, что собственники могут быть очень инициативными: постоянно растет доля собственников, выбравших для накопления специальный счет. А это значит, что граждане готовы брать на себя ответственность в решении такого важно вопроса.

Вы вспомнили про капремонт. Как обстоят дела в этой сфере?

Как вы знаете, собираемость взносов на капитальный ремонт растет, по данным на 1 декабря 2016 года, она превысила 83%. В этом году мы рассчитываем, что по программе капремонта будет отремонтировано порядка 40 тыс. многоквартирных домов на сумму в 180 млрд рублей. Это колоссальная сумма, которую раньше никогда не тратили на ремонт домов. Как я уже сказал, программа сделала людей более инициативными: собственники начали понимать, что ремонт улучшает и качество жизни в доме, и стоимость их жилья. И сегодня собственники уже хотят знать: как ускорить проведение работ, как использовать более современные и энергоэффективные технологии, можно ли взять кредит или, наоборот, приумножить средства на капремонт за счет размещения на депозите.

Что касается нововведений, то уже начала действовать норма, согласно которой средства, собираемые в текущем году, должны быть направлены на ремонт до его окончания. Невыполнение этой нормы теперь означает прямое нарушение федерального законодательства.

Как обстоят дела с внедрением новой системы ТБО? Начнет ли действовать система с 1 января 2017 года?

Она поэтапно запускается и мы уже видим первые результаты. В четырех регионах (В Ивановской и Астраханской областях, Камчатском и Краснодарском краях) разыграны конкурсы и выбраны региональные операторы. Напомню, такие операторы должны появиться во всех субъектах до мая 2018 года. Предложения об установлении единого тарифа на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) должны быть направлены в органы регулирования не позднее 1 июля 2018 года. Завершить переход планируется к 1 января 2019 года. Новая система позволит стимулировать переработку образующихся коммунальных отходов, обеспечить контроль их потоков, что автоматически повысит инвестиционную привлекательность отрасли и улучшит экологические показатели регионов.

Мы мониторим процесс запуска и поддерживаем регионы, переход к новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) сопровождается консультативной и методической поддержкой со стороны Минстроя России.

Ссылка на статью с сайта Минстроя России: http://www.minstroyrf.ru/press/interfaks-nedvizhimost-izmeneniya-v-sfere-zhkkh-trebuyut-konsolidirovannoy-pozitsii-vsekh-uchastniko/

← Все новости