Последние документы

Контакты

Некоммерческий фонд "Региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов КБР"

Адрес: 360051, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Лермонтова, д.22

Тезисы выступления министра М.А. Меня на заседании Государственной Думы РФ в рамках «Правительственного часа»

02.12.2016 Тезисы выступления министра М.А. Меня на заседании Государственной Думы РФ в рамках «Правительственного часа»

Жилищная политика

1. Анализ ситуации в жилищной сфере.

- В последние два года в России фиксировались рекордные показатели в жилищном строительстве. По данным Росстата объем ввода жилья в 2014 - 2015 гг. составил 84,2 млн. кв. метров и 85,3 млн. кв. метров соответственно.

- Объем ввода жилья за десять месяцев 2016 г. составил 55,6 млн. кв. метров, что на 6,4 % ниже показателя аналогичного периода прошлого года.

При этом объемы индустриального домостроения сохраняются на уровне прошлого года, благодаря реализации Правительственных мер поддержки жилищного строительства.

2. Долевое жилищное строительство

- Более 80 % из общего объема ввода индустриального жилья занимает строительство с привлечением средств граждан по договорам долевого участия.

- В 2015 году объем инвестиций граждан в долевое строительство составил более 2,8 трлн. рублей.

- Количество зарегистрированных ДДУ за 9 месяцев текущего года увеличилось на 2 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. 

- В целях защиты интересов граждан – участников долевого строительства, скорректировано законодательство, в том числе:

·         установлен приоритет требований граждан - участников долевого строительства к застройщику в рамках процедуры банкротства перед удовлетворением требований иных кредиторов;

·         расширен перечень информации о застройщике и о проекте строительства;

·         расширены полномочия региональных властей в части контроля за застройщиками, привлекающими средства граждан

·         введена возможность банковского проектного финансирования строительства с открытием счетов эскроу для размещения средств участников долевого строительства;

·         с 1 июля 2017 г. заработают требования к уставному капиталу застройщиков в зависимости от площади возводимого жилья;

·         конкретизированы критерии отнесения граждан, к числу пострадавших, правила ведения реестра таких граждан.

- По поручению Президента страны ведется работа по созданию государственного компенсационного фонда долевого строительства.

- Фонд будет создан на базе некоммерческой организации «Фонд единого института развития в жилищной сфере».

- Фонд будет аккумулировать отчисления застройщиков, осуществлять отбор новых застройщиков, которым планируется передача объекта строительства и обязательства по передаче квартир участникам строительства.

- Гарантии Фонда будут распространятся на многоквартирные жилые дома, первый договор долевого участия в строительстве которых поступит на государственную регистрацию после 31 декабря 2016 г.

- Фонд не будет являться альтернативным способом обеспечения защиты прав граждан. После начала его деятельности нормы о страховании и поручительстве банка прекратят свое действие.

- Для обеспечения эффективного решения задач, возложенных на Фонд, подготовлены дополнительные поправки в законодательство, предусматривающие в том числе наделение Фонда полномочиями арбитражного управляющего в деле о банкротстве застройщика в случае, если застройщик осуществлял взносы в компенсационный фонд.

Данный законопроект в ближайшее время будет внесен в ГосДуму, прошу его поддержать.

3. Поддержка ипотечного жилищного кредитования.

- Значительную поддержку жилищному строительству оказала своевременно принятая государственная программа субсидирования ставок по ипотечным кредитам на приобретение жилья в новостройках.

- За девять месяцев 2016 года рынок ипотеки вырос 
по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 30,6 %.

- В настоящее время АО «АИЖК» работает над следующим этапом развития рынка ипотеки, которым станет выпуск ипотечных облигаций, обеспеченных его гарантией. За счет повышения ликвидности и снижения кредитного риска у банков, граждане получат более низкие ставки и надежный финансовый инструмент сохранения и инвестирования сбережений.

- Подготовлена законодательная инициатива о введении электронных закладных (позволит снизить затраты на выдачу 
и рефинансирование ипотеки, сократить временные издержки участников и увеличить оборачиваемость средств, направляемых на ипотечное кредитование).

- Для повышения прозрачности ипотечных кредитов подготовлен законопроект предусматривающий раскрытие информации о полной стоимости ипотечного кредита.

4. Создание цивилизованного рынка арендного жилья.

- В законодательной базе вопросы найма жилых помещений жилищного фонда социального использования урегулированы еще в 2014 году.

- В настоящее время АИЖК готовит механизмы коллективных инвестиций через создание паевых инвестиционных фондов, что будет способствовать формированию прозрачного и надежного инструмента долгосрочного инвестирования.

5. Проект стратегического развития «Ипотека 
и арендное жилье».

- Правительством начата работу по принципу проектного управления. Один из таких проектов направлен на развитие жилищного строительства и имеет паспортное название «Ипотека и арендное жилье».

- Основной целью этого проекта станет увеличение объемов ежегодно вводимого жилья до 100 млн. кв. метров к концу 2020 года.

- Выполнение данной задачи будет обеспечиваться в том числе путем вовлечения в жилищное строительство неэффективно используемых земель в городах, включая промышленные зоны, а также финансирования строительства объектов инфраструктуры в рамках реализации проектов комплексного освоения территории в субъектах Российской Федерации.

- Средства в размере 20 млрд. рублей ежегодно будут распределены между регионами. 

6. Обеспечение жильем отдельных категорий граждан.

Продолжается работа и по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

За счет средств федерального бюджета, предусмотренных  на реализацию Программы ФЦП «Жилище» в 2016 году будет обеспечено жильем 24,5 тыс. семей.

Жилищно-коммунальное хозяйство.

1. В части наведения порядка в сфере управления жильем.

- С мая 2015 г. введено лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, которое еще на первом этапе не прошли 13% управляющих компаний.

- Создана система проверки квалификации руководителей управляющих компаний, 10% которых не смогли сдать квалификационный экзамен.

- Наличие у руководителя управляющей компании квалификационного аттестата стало условием получения лицензии.

- Лицензирование стало реальным инструментом "освобождения" дома от недобросовестной управляющей компании: в случае 2-х подтверждённых судом не исполненных предписаний жилинспекций, управляющая компания лишается права управлять этим домом. Если управляющая компания теряет 15% обслуживаемых домов, ее лицензия аннулируется.

- УК стали более клиентоориентированными, боясь "потерять" дома и лицензию.

- Усилена система Госжилнадзора: региональные ГЖИ координируются на федеральном уровне. Введена система оценки работы жилинспекций, утверждены показатели эффективности их работы как в части лицензионного контроля, так и по части жилнадзора.

- Введено ограничение расходов на общедомовые нужды. Все платежи сверх установленного норматива оплачиваются за счет прибыли управляющих либо ресурсоснабжающих организаций. Вместе с этим ужесточается ответственность граждан за не установку приборов учета и искажение их показаний, из-за чего и возникает значительная часть расходов коммунальных ресурсов на общедомовые нужды.

- Разработаны и прошли первое чтение поправки, наделяющие органы Госжинадзора полномочиями контроля за нормативами потребления, что завершает процедуру наведения порядка в начислении платы за коммунальные ресурсы.

- Государство вновь пошло навстречу гражданам, дав отсрочку для установки приборов учета – со 2-гополугодия не произошло запланированного увеличения повышающего коэффициента, его перенесли на 1 января 2017 года.

2. В части модернизации коммунальной инфраструктуры.

- Созданы условия развития государственно-частного партнерства в ЖКХ.

- Изменили законодательные "правила игры", мотивируя бизнес зарабатывать не на убытках, а на повышении эффективности, а именно:

·         ввели "предпринимательскую прибыль" (5%) как защищённую статью тарифа;

·         защитили инвестиции в концессии в ЖКХ, гарантировав тарифную формулу на весь срок концессии, а также возврат инвестиций в случае её расторжения.

- Сделали регион 3-й стороной соглашения, отвечающей за соблюдение тарифной формулы.

- Дали возможность концессионерам брать в концессию МУП лишь с половиной зарегистрированного имущества и наличием долгов, с обязанностью концессионера регистрировать активы и отдавать долги.

- Запустили господдержку концессий в ЖКХ путем субсидирования процентной ставки по кредиту и компенсации до 60% стоимости проекта модернизации в малых городах.

- 98% всех объявленных концессионных конкурсов в России – это конкурсы в ЖКХ.

- Заключено 1217 концессий с объемом инвестобязательств по ним 171,8 млрд. руб.

- В регионах, где работают концессии зафиксировано сокращение аварий в теплоснабжении на 47%, в воде на 21%, а потери сократились на 18% и 14% соответственно.

- Начато формирование справочника наилучших доступных технологий.

3. Капитальный ремонт многоквартирных домов.

- Для продления «жизни» жилого фонда заработала программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

- Всего в региональные программы включено более 745 тысяч многоквартирных домов.

- За 2015 год отремонтировано более 21 тысячи многоквартирных домов общей площадью более 65 миллионов квадратных метров.

- За 9 месяцев этого года уже отремонтировано около 21 тысячи многоквартирных домов, а до конца года должен завершиться ремонт еще 25 тысяч домов.

- В настоящее время собираемость платежей составляет 81,7%.

- Предпринимаются меры для того, чтобы платежи за капремонт были посильны для населения – расширяется число категорий населения, имеющих льготы по оплате капитального ремонта.

- Начисление процентов на спецсчета, исходя из ставки, установленной по депозитам.

- Установлен многоступенчатый контроль качества ремонта:

·         5 лет гарантии на все работы по капремонту;

·         в приемке работ участвуют представители собственников, управляющей компании;

·         проводится предварительный отбор добросовестных подрядчиков, а затем сам конкурс проводится только среди компаний, уже доказавших свою компетентность и надежность;

·         региональные операторы ежеквартально представляют отчет о реализации программы капитального ремонта.

- Все больше граждан переходят на накопление средств на спецсчетах. В 2015 году эту возможность использовали 10% граждан, а в 2016 этот показатель достиг 17-ти %.

Это положительная тенденция и мы будем ее поддерживать.



Следующие шаги:

- повышение энергетической эффективности при капитальном ремонте жилья – чтобы снизить расходы собственников на отопление и электричество.

В рамках работы Фонда ЖКХ запущена специальная программа поддержки энергоэффективного ремонта.

- Запуск механизмов стимулирования кредитования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

4. Расселение аварийного жилья.

- Все граждане России, жилье которых было признано аварийным до 1 января 2012 г., до 1 сентября 2017 года должны переехать в новые дома.

- Всего в рамках программы расселения аварийного фонда должно быть расселено 11,1 млн. квадратных метров жилья, в которых проживает 711,5 тысяч человек.

- 2014 и 2015 годы стали прорывными в расселении аварийного жилья – ликвидировано в 3 раза больше трущоб, чем это делалось в предыдущие годы. В настоящее время новое жилье уже получили более 419 тыс. человек, проживавших в 6,55 млн кв. м аварийного жилищного фонда.

- В 2016 году, по прогнозам регионов, в целом план также будет выполнен.

- Создана система многоступенчатого контроля качества строящихся домов, в результате 93,2% домов не вызвали никаких нареканий у собственников. Мы уделяем особое внимание вопросу качества и контролируем рассмотрения каждого обращения о некачественном жилье.

- Увеличена финансовая поддержка из федерального бюджета, упрощен порядок получения и использования федеральных средств и установлены четкие показатели для каждого региона - сколько домов и в какие сроки они должны расселить. За отставание от плана и представление недостоверной отчетности введены штрафы.

- Ужесточен контроль за реализацией программ и введен мониторинг рисков. Каждый «проблемный» регион теперь готовит четкий и жесткий план реализации задачи по расселению аварийного жилья к 1 сентября 2017 года, исполнение графика контролируют закрепленные «комиссары» из руководства Фонда ЖКХ.

5. Проект стратегического развития «ЖКХ 
и городская среда».

- Вторым проектом в рамках проектной деятельности Правительства является проект стратегического развития «ЖКХ и городская среда».

Этот проект направлен на повышение качества жилищно-коммунальных услуг и городской среды.

- В рамках направления «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» к 2020 году мы планируем снизить на 30% аварийности на объектах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

- Для достижения указанных целей мы:

·         Передача в концессию всех неэффективных МУПов и ГУПов (осталось 663 предприятия);

·         «Донастройка» тарифного законодательства;

·         Повышение платежной дисциплины и сокращение задолженности потребителей за услуги ЖКХ за счет исключения посредников

·         Льготное кредитование концессионеров за счет субсидирования процентной ставки;

·         Развитие информационных ресурсов, аккумулирующих лучшие практики по модернизации объектов ЖКХ и о потенциальных проектах и инвесторах.

·         Внедрение единого стандарта сервиса управления многоквартирными домами. Обязанность соблюдения стандарта будет лицензионным требованием и при его нарушении управляющая компания будет лишаться права управлять соответствующим домом или лицензии.

·         Повышение открытости отрасли путем поэтапного внедрения ГИС ЖКХ, который сегодня разрабатывается, при нашем участии, коллегами из Минкомсвязи.

Раскрытие информации позволит повысить конкуренцию на рынке, что в свою очередь приведет к повышению качества предоставляемых услуг.

- В рамках направления городская среда и благоустройство мы планируем:

·         реализовать первоочередные меры по благоустройству во всех населенных пунктах с численностью населения более 1 тысячи человек (таких порядка 15000) с учетом требований доступности для людей с ограниченными возможностями;

·         утвердить федеральную методологию, предусматривающую в том числе обязанность собственников нежилой недвижимости содержать прилегающую территорию, участие граждан в отборе проектов благоустройства и т.д.;

·         ежегодно обучать 500 региональных и муниципальных специалистов по формированию городской среды;

·         проводить ежегодный отбор 100 лучших реализованных проекта по благоустройству и поощрять регионы в которых они реализованы.

·         сформировать общедоступную базу лучших практик благоустройства и методик вовлечения населения в процесс создания комфортной городской среды.

- На реализацию мероприятий по благоустройству в 2017 году регионам будет представлена федеральная поддержка.

Изначально на реализацию направления планировалось направить 5 миллиардов рублей, однако благодаря поддержке депутатов Государственной Думы на реализацию этого направления будет дополнительно направлено порядка 15 миллиардов рублей, что будет серьезным подспорьем регионам в улучшении облика городов.

- Средства будут распределены между регионами до 1 февраля следующего года, а до 1 марта будут заключены соглашения с регионами о предоставлении этой поддержки.

Прошу депутатов ГосДумы взять реализацию этой программы в регионах на особый контроль.

- Параллельно с реализацией данного направления, в рамках поручения Председателя Правительства АИЖК готовятся общие стандарты городской среды и проекты благоустройства общественных зон в 40 муниципалитетах страны, в том числе принимающих гостей в рамках чемпионата мира по футболу.

В последующем, разработанные АИЖК стандарты будут интегрированы в соответствующие нормативные документы.

Строительство

1. Нормативное техническое регулирование в строительстве.

- Минстроем в формате государственного задания на основе ежегодного плана разработки сводов правил осуществляется системная работа в области технического регулирования строительства.Стратегическая цель - развитие единой, отвечающей требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений системы технического нормирования и стандартизации в строительстве, включающей требования к процессам изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, а также к строительным материалам, изделиям и конструкциям.

- Ежегодно разрабатывается и актуализируется более 100 сводов правил.

- По поручению Президента по итогам Госсовета в мае этого года для централизации функций технического регулирования в строительстве Минстроем подготовлен законопроект, направленный на исключение появления дублирующих друг друга или, наоборот, взаимоисключающих норм, что препятствует обеспечению безопасности строящихся объектов.

До конца года закон будет рассмотрен Правительством и в дальнейшем представлен в ГосДуму.

- Ведется активная работа, направленная на принятие проекта Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», который должен стать базовым для создания единого экономического пространства в сфере строительства.

- Идет подготовка дополнительного приложения к Договору ЕАЭС по вопросам технического регулирования строительства, учитывающего аспекты соблюдения принципов строительного нормирования в соответствии с задачами экономического сотрудничества государств-членов ЕАЭС в строительной сфере.

 

2. Повышение эффективности использование бюджетных средств.

- Коренным образом меняется система ценообразования и сметного нормирования в сфере строительства.

- Принятый летом закон предусматривает в том числе:

·         создание единой сметно-нормативной базы, как государственной информационной системы;

·         обязательность применения сметных нормативов при составлении сметной документации на строительство;

·         обеспечение прозрачности, качества разработки и утверждения сметных нормативов;

·         определение сметных цен строительных ресурсов по результатам мониторинга в территориальном разрезе.

- В 2017 году мы планируем поэтапно осуществить переход от базисно-индексного метода определения сметной стоимости строительства к ресурсному методу, позволяющему на основании мониторинга актуальных цен строительных ресурсов определить предельную стоимость строительства объектов капитального строительства для дальнейшего проведения конкурсных процедур.

- Продолжается работа по формированию и актуализации реестра экономически эффективной проектной документации повторного использования.

- На сегодняшний день, в реестр включены сведения  о проектной документации в отношении 488 объектов капстроительства различных категорий.

- Использование экономически эффективной проектной документации повторного применения стало обязательно для всех бюджетных капитальных вложений.

- Ведется работа по совершенствованию порядка обоснования инвестиций. План выполнения данной задачи утвержден Правительством.

В результате мы получим новую систему принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложениях, учитывающую как планы социально-экономического развития территорий, так и не допускающую завышенных и неэффективных проектных решений, что позволит существенно повысить эффективность расходования бюджетных средств на капитальные вложения.

3. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в строительстве.

- Продолжается системная работа по снижению административных барьеров в строительстве:

·         Наряду с исчерпывающим перечнем в жилищном строительстве утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения;

·         до конца года планируется утвердить исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства, в отношении нежилых объектов и объектов теплоснабжения;

·         в высокой степени готовности находится проект постановления, предусматривающий дополнительное сокращение исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства.

·         Совместно с Минэнерго, Минкомсвязи, Правительством Москвы и Правительством Санкт-Петербурга проводится работа по разработке регламента взаимодействия участников градостроительной деятельности 

·         по технологическому присоединению, которым будет предусмотрены перевод оказания соответствующих услуг в электронный вид и унификация процедур технологического присоединения и необходимых документов.

- За 3 года нам удалось подняться на 63 позиции в рейтинге Всемирного банка «Doing business» по показателю «Получение разрешения на строительство»

Прошу поддержать наши законодательные инициативы в целях реализации вышеизложенных задач!

Благодарю за внимание.

Ссылка на статью с сайта Минстроя России: http://www.minstroyrf.ru/press/tezisy-vystupleniya-ministra-m-a-menya-na-zasedanii-gosudarstvennoy-dumy-rf-v-ramkakh-pravitelstvenn/

← Все новости